На рубеже эпох

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » На рубеже эпох » Притчи » Притчи в изложении Ошо


Притчи в изложении Ошо

Сообщений 11 страница 20 из 20

11

Даяние

Пора открыться, перестать быть мелочным, отдать лучшее, что вы можете, лучшее от богатства вашей любви, вашего сердца.

Помните Марию Магдалину? Мне кажется — она всего лишь доверчивый последователь Иисуса. Её искренность огромна. Однажды она пришла и вылила очень ценные благовония на ноги Иисуса. Иуда был там и не упустил эту возможность.

Он сказал:

— Ты бы предупредил её! Это расточительство! Это масло такое ценное… его нельзя так просто купить. Люди голодают, а эти благовония так дороги. Зачем тратить их?

Это было логично. Но что ответил ему Иисус? То, что ответил Иисус, очень нелогично:

— Бедные всегда будут, когда я уйду, я смогу о них позаботиться. Ты не понимаешь сердце этой женщины. Не мешай ей лить благовония, дорого, недорого, — это не имеет значения. Я вижу, в её сердце растёт большое чувство. Это молитва… Я не могу мешать её молитве.

Иисус понял, что Мария Магдалина имеет красоту сердца. Это не благовония — он смотрит в сердце женщины.

12

Ещё не время

Однажды царь Бухары, видя тщету жизни, отдал своё царство и направился в Афганистан, чтобы найти духовное руководство.

Первое, что учитель поручил ему, было подметать в комнатах всех учеников. Там было множество самых разных учеников, и бедных, и богатых, но не было ни одного царя. Все они чувствовали большую жалость к этому человеку, который когда-то был царём, а теперь должен был подметать комнаты — выполнять работу, которой он никогда не делал прежде. Они ничего не говорили, но однажды не смогли сдержать чувств: «Жаль, что этому человеку приходится выполнять эту работу. Он такой хороший, добрый и кроткий, такой прекрасный человек, почему же он должен этим заниматься?»

И они пошли к учителю и сказали:

— Учитель, не дадите ли эту работу одному из нас? Нам причиняет боль видеть, как этот человек, который раньше был царём и жил во дворцах, подметает комнаты.

— Ученики мои, — ответил учитель, — вам нужно подождать. Я не думаю, что время уже пришло.

Они сказали:

— Нам причиняет это большую боль.

— Хорошо, — сказал учитель, — я скажу одному из вас, что делать, а там посмотрим.

Однажды тот человек, который прежде был царём, нёс корзину с мусором, и один из учеников так толкнул его, что она выпала у него из рук и мусор высыпался на пол. Так что ему пришлось собирать всё снова. Он посмотрел на того ученика и сказал:

— Вот если бы я был тем, кем был прежде, я бы тебе показал, что значит позволять себе такие оплошности.

После чего он собрал мусор и ушёл. Сообщение об этом было передано учителю, и тот сказал:

— Разве я не говорил вам, что время ещё не пришло?

Через некоторое время ещё один ученик сделал подобное, и тот, кто был когда-то царём, некоторое время стоял и смотрел на него, словно желая что-то сказать, но не сказал ничего. И снова учителю передали о происшедшем, и он сказал:

— Ещё не время.

И в третий раз произошёл подобный случай. Тот человек даже не поднял глаза; он продолжал заниматься своим делом. И тогда учитель сказал:

— Вот теперь время пришло.

Могут спросить: «Разве это не слабость — быть таким пассивным?» Да, если человек настолько пассивен от слабости, это будет слабостью. Но если человек пассивен по причине глубокомыслия, тогда это — сила, потому что нужна великая сила, чтобы властвовать над собой.

13

Злоупотребление силой

Когда вы пользуетесь своей силой, вы должны глубоко уважать и любить других и Всё Существование. Не вмешивайтесь в чью-либо жизнь со своими интеллектуальными идеями. Если у вас есть сила — не используйте её для манипулирования другими, пользуйтесь ею творчески.

Вивекананда был учеником Рамакришны, и ещё в ашраме жил очень простой, доверчивый человек по имени Калу. Вивекананда был человек интеллектуального склада, и он всегда цеплял Калу.

Калу превратил свою комнату в храм. В Индии некоторые камни могут превращаться в богов, и поэтому у Калу было почти 3 сотни богов в его маленькой комнатушке. Вивекананда всегда говорил ему:

— Выброси всех своих богов в Ганг! Это глупо — Бога в них нет.

Но Калу возражал:

— Я люблю эти камни. Они прекрасны. Ганг дал их мне, как я могу вернуть их? Нет, я не могу.

В день, когда Вивекананда достиг своего первого сатори, с приходом первой силы в его ум вошла идея… было бы прекрасно внедрить ее в голову Калу: «Калу, возьми всех своих богов и выброси их в Ганг».

Рамакришна сидел невдалеке. Он видел всё это, но ждал. Вскоре Калу вышел с большим свёртком, он нёс всех богов в одной большой сумке. Рамакришна остановил его и спросил:

— Постой! Куда ты собрался?

— Я подумал, что это глупость. Я собираюсь выбросить прочь этих богов, — сказал Калу.

— Постой, — сказал Рамакришна и позвал Вивекананду.

Рамакришна очень зло закричал на него:

— Вот как ты пользуешься силой? — И потом обратился к Калу. — Вернись к себе и положи своих богов на свои места, это не твоя идея, а идея Вивекананды.

Калу признал, что мысль несколько странная, словно она не его, а внушена извне.

Рамакришна был очень зол на Вивекананду и сказал ему:

— А теперь я заберу твой ключ. Ты никогда больше не достигнешь сатори. Ты получишь этот ключ только за три дня до смерти.

Вот как это было. Вивекананда кричал и плакал годами, но не мог достичь другого сатори. Он очень старался. Когда Рамакришна умирал, он просил его:

— Верни мне ключ.

Но Рамакришна сказал:

— Нет, потому что ты опасен. Силу нельзя применять таким образом. Жди. Ты ещё недостаточно чист. Продолжай плакать и медитировать.

И только за три дня до смерти Вивекананда снова достиг сатори. Теперь он знал, что пришла его смерть.

14

Игра

Помните, что бы вы ни делали — это Игра. Играйте вашу роль. Если это борьба, пусть будет борьба. Оставайтесь центрированным. Не нужно быть серьёзным. Просто играйте.

Война должна была быть начата. Обе армии стояли друг перед другом, ожидая сигнала, чтобы начать убивать друг друга. Арджуна, видя миллионы людей, немного задрожал. Он подумал: «Это глупость. Просто ради королевства, просто чтобы стать королём, убивать миллионы людей — не стоит того».

Эта мысль была такой пронзительной, что он бросил свой знаменитый лук и сказал Кришне — Кришна был его колесничим — он сказал Кришне:

— Поворачивай колесницу назад, увези меня в джунгли, брось меня там. Я хочу отречься от мира. Мне не нужно ни это королевство, ни что-либо другое, я не хочу сражаться.

Кришна спорил с ним, доказывая ему, что это бегство. И добился цели. Он сказал Арджуне:

— Это предрешено Богом — война должна начаться, это неизбежно. Даже если ты сбежишь, кто-то другой займёт твоё место, но война будет. Так что ты не беспокойся, ты уже прощён. Не ты убиваешь этих людей; Бог уже решил, что эти люди должны быть убиты, и эти люди должны быть убиты в защиту религии. Эти люди должны быть убиты ради мира. Ты должен сделать это — это твой долг!

И он добавил решающий довод. Он сказал:

— Помни, когда ты убиваешь человека — и это очень опасный аргумент, — когда ты убиваешь человека, ты убиваешь только его тело. Душа не убита — она вечна. Так о чём беспокоиться? Он родится снова. Он обретёт другое тело, фактически, новое тело. Ты отбрасываешь старую модель, а он получает новую, потому что душа вечна.

Вот почему Кришна пытался сказать Арджуне: «Не беспокойся об Игре. Играй! Если это должно было случиться с тобой, это участие в игре, в роли воина, и сражение в этой войне — сражайся. Но всегда оставайся в центре и продолжай наблюдать, так как это Игра. И в ней нет ничего серьёзного».

Для Кришны это Игра. Он обещает один день и забывает другой. Он действительно свободен, его свобода совершенна, без изъяна... потому что он знает — всё есть Игра. Если всё есть Игра и всё есть сон, так о чём беспокоиться? Он не волнуется. Он играет, оставаясь невовлечённым.

15

Искать своё Я

Маулунгапутра, искатель истины, пришёл к Будде. Будда спросил его:

— Что ты ищешь?

Маулунгапутра сказал:

— Я ищу себя. Помоги мне!

Будда пообещал помочь ему, если он сделает то, что он ему скажет. Маулунгапутра заплакал и сказал:

— Как я могу обещать? Меня нет — меня ещё нет, как я могу обещать? Я не знаю, что буду делать завтра, у меня нет никакого «я», которое могло бы пообещать, поэтому не проси невозможного. Я попытаюсь. Самое большее, что я могу сказать, — это «я попытаюсь». Но я не могу сказать, что это сделаю, потому что, кто это сделает? Я ищу то, что может обещать и держать обещания. Меня ещё нет.

Будда сказал:

— Маулунгапутра, я задал тебе этот вопрос, чтобы это услышать. Если бы ты пообещал, я бы отказал тебе. Если бы ты сказал: «Я обещаю, что это сделаю», тогда я узнал бы, что ты не настоящий искатель себя, потому что искатель должен знать, что его ещё нет. Иначе, какой смысл искать? Если ты уже есть, нет никакой необходимости. Тебя нет! И если человек может это чувствовать, эго испаряется.

16

Красота и Уродство

Твоя любовь — это на самом деле не любовь. Это ревность, чувство собственности, ненависть, гнев, насилие; это тысяча и одна вещь, но не любовь. Они переодеваются в любовь — потому что все эти вещи так уродливы, что не могут существовать без маски.

Было создано слово, и Бог каждый день посылал в мир новые вещи. Однажды он послал в мир Красоту и Уродство. Путешествие из рая на землю долго — в то мгновение, как они прибыли, было раннее утро, и восходило солнце. Они приземлились у озера и решили искупаться, потому что все их тела, все их одежды были запылены.

Ничего не зная о мире (они были такими новыми), они сняли одежду и, совершенно голые, прыгнули в прохладную воду озера. Солнце взошло, стали появляться люди. Уродство сыграло шутку: когда Красота заплыла далеко в озеро, Уродство выбралось на берег, надело одежду Красоты и убежало. К тому времени, как Красота осознала: «Эти люди собрались вокруг, а я голая», — и начала оглядываться по сторонам в поисках одежды… её одежда исчезла! Уродство скрылось, и Красота стояла обнажённая на солнце, и вокруг неё собиралась толпа. Не найдя ничего лучшего, она надела одежду Уродства и пошла искать его, чтобы снова обменяться одеждой.

Эта история говорит, что она всё ещё ищет. Но Уродство коварно и продолжает ускользать. Уродство по-прежнему носит одежду Красоты, маскируется под Красоту, а та ходит в одежде Уродства.

Все вещи, которые уродливы, ты не сможешь стерпеть в себе ни на мгновение, если увидишь их реальность. Поэтому они не позволяют тебе видеть их реальности. Ревность притворяется любовью, чувство собственности создаёт маску любви…

17

Куда ты идёшь?

Притча в изложении Ошо

Знающий человек — самый слепой человек в мире. Поскольку он действует, исходя из своего знания, он не видит, что происходит. Он просто продолжает механически действовать. Он чему-то научился; это стало в нём заготовленным механизмом, и он действует из него.

В Японии было два храма, враждебных друг другу, как во все века было со всеми храмами. Священники до такой степени не выносили друг друга, что перестали даже смотреть друг на друга. Многие века священники этих двух храмов не разговаривали друг с другом.

У каждого из священников был маленький мальчик, чтобы им служить и выполнять поручения. С обеих сторон священники боялись, что мальчики смогут подружиться.

Один священник сказал своему мальчику:

— Помни, другой храм нам враждебен. Никогда не разговаривай с мальчиком из другого храма. Это опасные люди — избегай их, как опасной болезни.

Мальчику стало интересно… потому что он уставал, слушая проповеди. Он не мог их понять. Читались странные писания, обсуждались великие извечные проблемы. Ему было не с кем играть, не с кем даже поговорить. И когда ему сказали: «Не разговаривай с мальчиком из другого храма», — в нём возникло большое искушение. В тот же день он не мог удержаться от того, чтобы не заговорить с другим мальчиком. Увидев его на дороге, он спросил:

— Куда ты идёшь?

Другой мальчик был немного философ; слушая всю эту великую философию, он стал философом. Он сказал:

— Иду? Никто не приходит и не уходит! Всё случается… Туда, куда меня несёт ветер…

Он слышал, как мастер много раз говорил, что именно так живёт Будда — как мёртвый лист, и движется туда, куда его несёт ветер. И мальчик сказал:

— Я не иду! Нет никакого делающего; как я могу идти? Что за ерунду ты говоришь? Я мёртвый лист. Куда бы меня ни принёс ветер…

Другой мальчик лишился дара речи. Он не смог даже ответить. Он не смог найти никаких слов. Он был очень смущён, ему было стыдно, и он почувствовал:

«Мой мастер был прав, запрещая мне разговаривать с этими людьми — они действительно опасны. Что это за разговор? Я задал вопрос: «Куда ты идёшь?» Фактически я уже знал, куда он идёт, потому что мы оба идём на рынок купить овощей. Хватило бы простого ответа».

Он вернулся домой и сказал своему мастеру:

— Извини меня. Ты запретил мне, но я тебя не послушался. Фактически из-за твоего запрета возникло искушение. В первый раз я заговорил с этими опасными людьми. Я только задал простой вопрос: «Куда ты идёшь?», а он стал говорить странные вещи: «Никто не приходит, никто не уходит. Кто приходит? Кто уходит? Я полная пустота»; он говорил: «…Я точно, как мёртвый лист на ветру. И куда бы меня ни нёс ветер…»

Мастер сказал:

— Я же тебе говорил! Ну ладно, завтра встань на том же месте, и когда он придёт, спроси его снова: «Куда ты идёшь?» И когда он скажет все эти вещи, просто скажи: «Это правда. Да, ты мёртвый лист, как и я. Но когда ветер не дует, куда ты идёшь? Куда тогда ты можешь идти?» Скажи только это, и это его смутит — а его нужно смутить, его нужно победить. Мы постоянно соперничаем, и этим людям до сих пор удавалось победить нас в каждых дебатах. Поэтому завтра победить должны мы!

Встав рано утром, первый мальчик подготовил ответ и повторил его много раз, прежде чем выйти из дома. Потом он встал на том же месте, где второй мальчик появился вчера, ещё несколько раз повторил ответ, и вот он увидел второго мальчика. Он сказал про себя: «Ну, сейчас я ему покажу!»

Когда тот приблизился, он спросил:

— Куда ты идёшь?

Но второй мальчик сказал:

— Куда меня несут ноги…

Никакого упоминания о ветре, никаких разговоров о пустоте, никакой речи о недействии… Что делать? Весь его готовый ответ выглядит абсурдным. Теперь говорить о ветре будет неуместно. Он снова потерпел поражение, и теперь ему стало действительно стыдно от собственной глупости, и он подумал: «Этот мальчик, несомненно, знает странные вещи. Теперь он говорит: “Куда меня несут ноги…”»

Он вернулся к своему мастеру. Мастер сказал:

— Я же просил тебя не разговаривать с этими людьми! Они опасны, мы знаем это по многовековому опыту. Но теперь мы должны что-то предпринять. Поэтому завтра снова спроси: «Куда ты идёшь?», и когда он скажет: «Куда меня несут ноги», скажи ему: «А если у тебя нет ног, что тогда?» Так или иначе его нужно заставить умолкнуть.

Поэтому на следующий день он снова спросил:

— Куда ты идёшь? — и стал ждать ответа.

И второй мальчик сказал:

— Я иду на рынок купить овощей.

Человек обычно действует из прошлого, а жизнь продолжает меняться. У жизни нет обязательства соответствовать вашим заключениям. Именно поэтому жизнь так сбивает с толку знающего человека. У него есть все заготовленные заранее ответы: Бхагавад-Гита, Святой Коран, Библия, Веды. Но жизнь никогда не задаёт дважды одного и того же вопроса. Поэтому знающий человек никогда не дотягивает до жизни.

18

Ленивый мастер и его ученик

Притча в изложении Ошо

Был мастер, живший в хижине в лесу со своим единственным учеником. Они оба были очень ленивы. Однажды ночью они лежали на своих кроватях, и мастер попросил ученика:

— Не мог бы ты пойти и узнать, не идёт ли дождь?

Ученик, не пошевельнувшись, ответил со своей кровати:

— Нет, дождя нет, потому что только что меня коснулся кот, который вошёл снаружи, и он был сухим.

Мастер сказал:

— Хорошо, закрой дверь, и давай спать.

Снова ученик, не пошевелившись, ответил мастеру:

— Зачем закрывать дверь? Мы не боимся воров, и с открытой дверью спать лучше — веет прохладный бриз.

Мастер согласился с этим и сказал:

— Хорошо, выключи свет.

Ученик ответил:

— Мастер, два дела я сделал, это должен сделать ты.

19

Лица Дзэн

Однажды вечером в двери дзэнского монастыря постучался монах. Он хотел остаться там на ночь. Он устал и был голоден. Хозяин открыл дверь, но вместо того, чтобы приветствовать его словами «добрый вечер» или «здравствуйте», он встретил его дзэнским коаном, очень знаменитым. Он сказал:

— Каково ваше изначальное лицо, лицо, которое было у вас до того, как родились ваши отец и мать?

Монах снял с ноги свою сандалию и сильно ударил ею хозяина по лицу. Хозяин отступил назад, поклонился и сказал:

— Добро пожаловать. Ваше понимание потрясает.

Потом у них была трапеза. Среди холодной ночи они сидели у огня, болтая, и гость спросил:

— А сами вы получили ответ или нет на тот коан, который вы задали мне?

Хозяин сказал:

— Я не так удачлив. Нет, я не получил ответа. Но я понял его, когда вы дали мне ответ. Ведь я так много читал о дзэне, так много слышал… Вы не колебались ни единого мгновения, вы не думали над ним. Он исходил из вашей целостности. Он был не из головы — вот что я смог понять.

Гость не отвечал. Он продолжал потягивать свой чай. Но тогда хозяин заподозрил что-то. Он снова посмотрел на лицо гостя и нашёл в нём что-то, что ему не понравилось. Поэтому он спросил снова:

— Пожалуйста, скажите мне: вы действительно знаете ответ? Вы получили его?

Гость расхохотался и начал кататься по ковру в глубоком веселье. Он сказал:

— Нет, сэр. Я тоже слишком много читал о дзэне и слишком много о нём слышал.

Если знаний слишком много, они становятся препятствием. Вы можете «знать», не зная. Вот в чём опасность знаний. Глубоко внутри вы остаётесь невежественным, но на поверхности вы знаете всё, что можно знать.

Вы можете обмануть других, но ещё большей опасностью является то, что однажды вы можете обмануть самих себя. Тогда исчезнет всякая возможность роста.

20

Любовь Иисуса

Халиль Джербан написал притчу. Её нет в Евангелии. Такого случая, скорей всего, и не было, но он кажется абсолютно правдоподобным. Если этого случая не было, то он должен был случиться.

Однажды Иисус шёл из одного города в другой. Он шёл через большой сад и остановился отдохнуть под деревом. Сад принадлежал Марии Магдалине.

Она была известной проституткой, очень богатой. Её посещали многие богатые люди. Приобрести её любовь было очень трудно — было слишком много конкурентов. А она была одна из наиболее прекрасных женщин, когда-либо живших на Земле.

Магдалина выглянула из окна и увидела Иисуса. Она внезапно забыла, кем она является. Она вышла из дома, как под гипнозом, и побежала к нему. А ведь для неё он был просто бродяга, бездельник. Она разбудила его и сказала:

— Почему ты отдыхаешь здесь? Пойдём в мой дом.

Её влекло к нему. Она влюбилась.

Иисус сказал:

— В следующий раз, когда я буду проходить по этой дороге, я зайду в твой дом, но сейчас я уже отдохнул, а мне ещё далеко идти. Спасибо.

Она почувствовала себя оскорблённой. Она сказала:

— Разве ты не знаешь, кто я? Разве ты никогда не слышал имени Марии Магдалины?

Иисус ответил:

— Я знаю тебя, я слышал твоё имя. Но я зайду к тебе в следующий раз.

Мария Магдалина, должно быть, обезумела. Она сказала:

— Я предлагаю тебе свой дом, я предлагаю тебе своё сердце и любовь. Разве ты не можешь быть немного более вежливым, более любящим и сострадательным?

И Иисус сказал:

— Только я могу любить тебя, больше никто.

На этом кончается рассказ Халиля Джербана.

Иисус сказал: «Только я могу любить тебя, больше никто». И это правда, потому что для того, чтобы любить, человек должен быть любовью.


Вы здесь » На рубеже эпох » Притчи » Притчи в изложении Ошо