Золотая скифская пектораль
Тридцать семь лет археологической находке, которую, наряду с сокровищами Тутанхамона, считают одной из главных в ХХ веке!
Степная Украина… Ее просторы с холмами-курганами воспеты классиками литературы. Гоголь и Чехов, Шевченко и Брюсов…
Кто хоть раз повидал этот неповторимый край, — спокойный и загадочный, напоенный ароматами трав, убаюканный вечными, как сама Земля, ветрами, — не забудет его никогда.
«В южных степях каждый курган кажется молчаливым памятником какой-нибудь поэтической были», писал Иван Бунин — и был совершенно прав. «Могилы», разбросанные по степи, овеяны бесчисленными преданиями…
Украинские народные легенды говорят о том, как запорожские казаки шапками насыпали могильные холмы над усопшими побратимами. На самом деле, первые курганы выросли над степным горизонтом за много тысяч лет до появления казачества.
Их оставили кочевники, пришедшие из-за Волги и Дона в III тыс. до н. э. Мы не знаем, как называли себя эти первобытные скотоводы, охотники и воины, только начинавшие использовать металл, ковкую медь…
Владыки степной Скифии
Но минуло два тысячелетия, и в наших степях появился народ, чье имя сохранилось на страницах истории.
То были таинственные киммерийцы, успевшие стяжать грозную славу набегами на страны Ближнего Востока.
Некоторое время они владели гигантским степным «коридором» между Центральной Азией и Восточной Европой, — но оказались слабее новых завоевателей. Киммерийцев потеснили племена, называвшие себя сколотами.
Впрочем, в историю они вошли под именем, которое дали воинственным кочевникам их соседи, причерноморские греки. Под именем скифов.
Владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, скрывающие под своими куполами гробницы самых могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов…
«Отец истории» Геродот, посетивший Скифское царство в пору его расцвета, в V веке до н. э., очевидно, был свидетелем мрачного и пышного ритуала погребения усопших властителей. Цари уходили в мир иной со свитой из умерщвленных на могиле жен, слуг, коней.
С ними хоронили оружие, драгоценности, посуду и массу бытовых предметов, которые должны были служить хозяевам в загробье.
Вопреки сомнениям многих ученых прошлого, эпохальные археологические открытия ХІХ-ХХ веков доказали, что греческий историк ничего не выдумал и не преувеличил.
Уже первые раскопки царского кургана Куль-Оба близ Керчи в 1830 г. подарили миру шедевры ювелирного искусства — работы греческих ювелиров, выполненные по заказам скифских царей: великолепную вазу со сценами кочевого быта, серьги с головой богини Афины и много иных сокровищ…
Были потом другие клады… Но, пожалуй, величайшая находка подобного рода произошла ровно тридцать лет назад — летом 1971 года. Та, которую так и не переплюнул прошлый, двадцатый век. Та, что обессмертила имя археолога и поэта Бориса Мозолевского.
Відгуло, відпалало нестерпно,
Тільки золото сонцем сія…
Сизим свистом над синім степом
Славить вітер скіфське ім’я.
Звездный час пришел к ученому внезапно. Мозолевский не имел тогда ни степеней, ни званий; был внештатным сотрудником Института археологии АН УССР. Он добровольно согласился возглавить раскопки кургана Толстая Могила — по мнению коллег, бесперспективного. Громадный холм высился на территории горнорудного комбината в Днепропетровской области, изрядно мешая хозяевам комбината, — они и настояли на раскопках…
Мела февральская поземка, когда Борис взялся за дело. Он был романтиком и верил в чудеса…